С ПРАЗДНИКОМ ЧАГАА-БАЙРАМ!
Чагаа-Байрам. Фото Э.В. Енчинова

В алтайской культуре одними из первых исследователей, обративших внимание на празднование коренным населением календарного праздника Чагаа-Байрам (Чагаа) являются И. Г. Георги, Г. И. Спасский, В. И. Вербицкий, В. В. Радлов, А. Г. Данилин. Исследователи засвидетельствовали не только факт бытования праздника, но и отмечали его подвижный характер во времени, указывая, что перемена года приходится на конец января и первую половину февраля.

Со второй половины 1980-х гг. в алтайском обществе начинает формироваться устойчивый интерес к традиционной календарной обрядности. Через газеты, радио и передачи регионального телевидения шло живое обсуждение вопросов, связанных с ритуально-обрядовой и культурно-развлекательной составляющей праздника Чагаа.

В 1990-е гг. выпускаются первые издания на русском и алтайских языках, посвященные Чагаа-Байрам. Это, например, сборники «Алтай алкыштар: Алтай албатыныҥ оос творчествозы» (1993) и «Чага байрам» (1995). В них содержались как методические рекомендации по организации праздника, так и тексты благопожеланий.

В дальнейшем традиция изучения Чагаа-Байрам становится неотъемлемой частью исследований, посвященных циклу календарной обрядности народов Республики Алтай. Так, за первые десятилетия XXI в. тема Чагаа-Байрам была представлена в изданиях, подготовленных сотрудниками НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова, среди которых такие фундаментальные труды, как «История Республики Алтай. Том II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756–1916 гг.)» (2010), «Алтайцы: Этническая история. Традиционная культура. Современное развитие» (2014), «Очерки по новейшей истории Республики Алтай (1991–2010 гг.)» (2014), «Обрядность в традиционной культуре алтайцев» (2019) и др.

Результатом широкого общественного обсуждения и проведения ритуалов и обрядов Чагаа стало то, что в Законе Республики Алтай от 24 апреля 2003 года №11-11 «О праздничных и памятных днях, юбилейных датах в Республике Алтай» Чагаа-Байрам был закреплен как традиционный новогодний праздник алтайского народа, а день его проведения объявлен нерабочим праздничным днем.

В ходе исторического развития алтайского этноса Чагаа-Байрам обрёл высокий статус, вобрав в себя традиционные религиозные и мировоззренческие представления.

Ст. науч. сотр., канд. ист. наук Э.В. Енчинов

С ПРАЗДНИКОМ ЧАГАА-БАЙРАМ!
Чагаа-Байрам. Фото Э.В. Енчинова
С ПРАЗДНИКОМ ЧАГАА-БАЙРАМ!
Чагаа-Байрам. Фото Э.В. Енчинова