ФЕОФАН АЛЕКСАНДРОВИЧ САТЛАЕВ – УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУМАНДИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ - НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова

ФЕОФАН АЛЕКСАНДРОВИЧ САТЛАЕВ – УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУМАНДИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Опубликовано: 30.05.2022, 21:15
Просмотров: 933
ФЕОФАН АЛЕКСАНДРОВИЧ САТЛАЕВ – УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ КУМАНДИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Феофан Александрович Сатлаев (02.10.1931–02.12.1995) – известный этнограф, деятель науки и образования, широко известен прежде всего как исследователь традиции и культуры кумандинцев.

Ф. А. Сатлаев родился в селе Егона Старобардинского района Алтайского края. Родители – Сатлаев Александр Каланович и Мария Кускунакова – работали в колхозе. Отец в 1941 году ушел на фронт и погиб в деревне Доброгоща Гомельской области в 1943 г.

К научной деятельности будущий исследователь пришел не сразу. Среднее образование получил в Горно-Алтайской фельдшерско-акушерской школе в 1952 году. В тот же год поступил в Томское военно-пехотное училище и в 1954 г. получил воинскую специальность «общевойсковой командир». После окончания училища был направлен для дальнейшего прохождения службы в Забайкальский военный округ. В армии работал старшим фельдшером батальона, командиром автобронетранспортерного и мотоциклетного взвода. В 1957 году был уволен из армии по сокращению штатов. После приезда домой поступил в Горно-Алтайский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет, который окончил в 1962 г. по специальности учитель русского языка, литературы и истории.

Научная карьера Ф. А. Сатлаева начинается в 1962 году. Он был принят на должность младшего научного сотрудника в сектор истории Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы (ГАНИИИЯЛ; ныне – НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова). В 1965–1968 гг. Феофан Александрович учится в аспирантуре Института этнографии АН СССР им. H. H. Миклухо-Маклая в г. Москве. Решением Совета Института этнографии им. H. H. Миклухо-Маклая АН СССР от 24 июня 1969 году Сатлаеву Феофану Александровичу присуждена ученая степень кандидата исторических наук. Свою кандидатскую диссертацию «Кумандинцы Алтайского края», посвященную описанию истории и культуры кумандинцев, Ф. А. Сатлаев писал под научным руководством известного ученого, специалиста по культуре народов Южной Сибири Леонида Павловича Потапова. После защиты диссертации Феофан Александрович работал в секторе истории Горно-Алтайского научно-исследовательского института истории, языка и литературы старшим научным сотрудником. В ГАНИИИЯЛ Ф. А. Сатлаев в общей сложности проработал свыше 30 лет и длительное время возглавлял сектор истории.

Значительную часть своей научной деятельности Феофан Александрович Сатлаев посвятил изучению истории и этнографии кумандинской культуры. Будучи носителем культуры, со знанием родного языка, ученый за годы экспедиционной работы успешно собрал богатый, качественный полевой материал, который составил уникальную научную базу по истории и культуре кумандинцев. В последующем из-под пера ученого в 1974 г. выходит монография «Кумандинцы: Историко-этнографический очерк XIX – первой четверти XX века», ставшая одной из первых работ в деле научного анализа культуры и быта народов Горно-Алтайской автономной области. В своих научных изысканиях Феофан Александрович придавал анализу вопросы хозяйственной деятельности, общественных отношений, категории материальной и духовной культуры, проблемы социально-экономического развития народов региона в дореволюционный период. Особенностью авторского взгляда ученого было то, что он рассматривал проблему только в полной совокупности, так в описании и анализе кумандинской культуры исследователь исходил из единого культурно-исторического пространства, указывая на целостность культурного массива кумандинцев не смотря дисперсное проживание на территории Горно-Алтайской автономной области, Алтайского края, Кемеровской области.

Также значимой работой Ф. А. Сатлаева является исследование обряда Коча-кан бытовавший у кумандинцев вплоть до 20–30 гг. XX в. Исследователь подробно описал сам обряд испрашивания плодородия, также произвел его пространственную и временную локализацию и отметил, что традиционно обряд Коча-кан являлся частью жертвоприношения (тайылга / арыг) лошади. Сведения о старинном кумандинском обряде стали особенно важными в настоящее время, так как современными кумандинцами предпринимаются попытки возрождения этого обряда.

За годы работы в ГАНИИИЯЛ Ф. А. Сатлаев опубликовал множество научных статей и газетных публикаций, из наиболее значимых, можно назвать такие работы, как: «Современная культура и быт кумандинцев Красногорского района» (1967), «Этнографический очерк развития земледелия у кумандинцев (XIX – начало XX в.)» (1970), «Древние этногенетические связи Алтае-Саянских народов (на материалах кумандинцев)» (1986), «Из этнической истории северных алтайцев» (1992), «История Горного Алтая требует переосмысления» (1992) и т.д.

Мл. науч. сотр. науч.-исслед. гр. этнографии Модорова А.П.