НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕКЕЕВ: ИСТОРИК, ЭТНОГРАФ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ - НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕКЕЕВ: ИСТОРИК, ЭТНОГРАФ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИ

Опубликовано: 24.06.2022, 15:07
Просмотров: 1126

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЕКЕЕВ: ИСТОРИК, ЭТНОГРАФ, ОРГАНИЗАТОР НАУКИНиколай Васильевич Екеев – историк, этнограф, директор НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова. Заслуженный деятель науки Республики Алтай, автор многочисленных научных работ по изучению историко-культурного наследия алтайского народа, организатор науки.

Н. В. Екеев родился 3 октября 1950 г. в селе Малый Ильгумень Онгудайского района Горно-Алтайской автономной области. Закончил Областную национальную школу в г. Горно-Алтайске. После окончания службы в армии поступил на историко-филологический факультет Горно-Алтайского государственного педагогического института (ныне Горно-Алтайский государственный университет), который окончил в 1975 году. По распределению год проработал учителем истории в Балыктуюльской средней школе Улаганского района.

Научный путь исследователя неразрывно связан с ГАНИИИЯЛ (ныне – НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова). Тяга и склонность к научному труду были замечены известными учеными С. С. Суразаковым и П. Е. Тадыевым. По их приглашению в 1976 г. Николай Васильевич поступает в качестве научного сотрудника на работу в сектор истории ГАНИИИЯЛ и сразу углубляется в научные изыскания, связанные с кропотливой работой в архивах.

Проработав первые три года, Н. В. Екеев зачисляется в аспирантуру Института истории СССР Академии наук СССР (г. Москва) – ведущее в стране академическое учреждение с мировой репутацией. Тема диссертации была посвящена социально-экономическим отношениям в сельском хозяйстве Горного Алтая в годы нэпа (1922–1929 гг.) Научным руководителем Н. В. Екеева был назначен доктор исторических наук, профессор Николай Алексеевич Ивницкий –исследователь истории коллективизации и раскулачивания в советской деревне. Однако в силу занятости официального руководителя, практическое научное руководство осуществлял Виктор Петрович Данилов – доктор исторических наук, профессор, автор фундаментальных работ по доколхозной деревне, общепризнанный в историческом научном сообществе специалист по аграрной истории России 20-30-х годов XX в.

Естественно, само общение с учеными такого уровня повышало и оттачивало профессиональный уровень аспиранта из Горного Алтая. В 1983 г. Н. В. Екеев успешно защищает кандидатскую диссертацию, вскоре издает на ее основе монографию «Социально-экономическое развитие деревни Горного Алтая в 1920-х годах». Работа представляет собой историко-экономическое исследование, ее доказательная база опирается на широкий круг первичных архивных материалов. Отметим, что данная монография не утратила своей научной ценности и в начале XXI в.

Интересы Николая Васильевича, как профессионального историка постоянно развивались и преображались, со временем они смещаются в сторону изучения истории Горного Алтая в XIX – начале XX вв. Рассмотрев доколхозную деревню Горного Алтая, исследователь начинает более внимательно рассматривать историю традиционного кочевого общества ранних периодов.

Оживление общественно-политической жизни, активизация процессов этнической самоидентификации усилили интерес алтайцев к своим национальным корням, к традиционной культуре. Развернувшийся процесс возрождения культурно-исторического наследия народов региона ставил перед гуманитарной наукой задачи исследований нового типа, когда об истории, экономике, социуме, в том числе и о культурном коде должны были сказать ученые, которые являлись носителями культуры, и тонко чувствовали пульс времени. При этом важным условием вызова стало то, что новые исследования должны были сохранять и демонстрировать преемственность, когда интерпретации культуры и истории не искажают действительность, а расширяют горизонты подлинно народного наследия и достояния.

С середины 1990-х гг. Н. В. Екеевым изучаются разные аспекты этнической истории алтайского народа: этнодемография, вопросы системы родства, административного устройства и взаимосвязи с этнической структурой народа, анализируется генезис религиозных предпочтений коренных жителей региона, в т.ч. феномен бурханистского движения в начале XX в. Ученый обращает внимание на возможности смежных дисциплин, например, использования фольклорных произведений в качестве исторических источников и т.д.

Николай Васильевич внес большой научный вклад в изучение историко-культурного наследия Горного Алтая, является автором 9 монографий (в т.ч. 7 коллективных) и более 130 научных статей, научно-методических и научно-популярных работ. Основные проблемы научных исследований ученого связаны с этнической историей алтайского народа, историей Горного Алтая XVII – начало XX вв., современными этносоциальными, культурными процессами в Республике Алтай и сопредельных территорий. Под его научным руководством и непосредственном участии только за 2010–2022 гг. историками и этнографами НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова реализовано шесть крупных проектов, опубликованы фундаментальные коллективные монографии: «История Республики Алтай. Т. II. Горный Алтай в составе Российского государства (1756–1916 гг.)» (2010), «Алтайцы: Этническая история и традиционная культура. Современное состояние» (2014), «Трансформации в обществе и ценности традиционной культуры в Республике Алтай (конец XX – начало XXI веков)», Вып. I–III (2015, 2016, 2018), «Кочевники Горного Алтая в условиях социальных и экономических преобразований в России (вторая половина XVIII – середина ХХ вв.» (2020)

Из индивидуальных монографий исследователя последних лет, нужно отметить ряд работ, которые оказали сильное влияние на развитие алтайской культуры в начале XXI в. Это такие труды, как: «Алтайцы (Материалы по этнической истории)» (2005), в которой автор впервые в исследованиях по этнографии алтайцев применил комплексный подход, реализованный на стыке истории, этнографии и филологии. Так, в издании анализируются архивные материалы по этнической истории алтайцев, вопросы сложения этнического ядра этноса, дан обширный список сеоков (единиц вторичного рода). При этом в описании родовой системы, исследователь формирует универсальную структуру анализа, выделяя родство отдельно взятого сеока относительно других сеоков, подразделения сеока, родословную, почитаемые божества, священные животные и растения, а также присказки, связанные с теми или иными родами фольклорные «произведения» (дразнилки, присказки). Издание по выходу из печати, сразу становится библиографической редкостью, т.к. помимо интереса научного сообщества работа вызвала живой отклик среди жителей региона. Указанный выше круг вопросов была расширен в монографии «Проблемы этнической истории алтайцев: исследование и материалы» (2011), состоящей их двух больших разделов. В первом разделе книги предпринят анализ актуальных проблем этнической истории алтайцев, охватывающий такие категории как этногенез, этнополитические объединения, этносоциальные процессы и формирование алтайской народности. Второй раздел книги включает тексты исторических и этнографических материалов за весь исторический период, начиная от раннего средневековья (VII в.) и заканчивая началом XX в. с соответствующими научными примечаниями и комментариями.

Подведением своеобразного итога, обобщением результатов многолетней научной деятельности по изучению этнической истории и культуры алтайцев стал сборник статей Н. В. Екеева «Алтай: история и культура (Избранные труды)» (2015), который был приурочен к 65-летнему юбилею автора. В сборник вошли работы, которые ученый отметил, как наиболее актуальные для дальнейшего исследования истории и культуры алтайского народа. Тематически статьи распределены на ряд разделов: исторические темы (хозяйственное и общественное устройство населения Алтая в XVII – начале ХХ вв.; религиозные воззрения, история бурханизма в начале ХХ в.) и этнография (этнология) алтайцев (этногенез, этническая история, традиционная и современная культура алтайцев, историческая ономастика Алтая).

В монографии «Кочевники Горного Алтая в условиях социальных и экономических преобразований в России (вторая половина XVIII – середина ХХ вв.» Н. В. Екеев является автором раздела, в котором ученый обобщил результаты своих многолетних исследований. Автором представлен анализ изменений в административном устройстве и местном управлении кочевников Горного Алтая до 1917 года и социально-демографические процессы в среде кочевого населения, показаны трансформации поземельных отношений алтайских кочевников под влиянием земельной, переселенческой политики государства, показано развитие скотоводства и других отраслей кочевого хозяйства, социальное расслоение в среде кочевников под влиянием распространения рыночных отношений в Горном Алтае в конце XIX – начале XX вв.

Н. В. Екеев является ответственным и научным редактором более десятка сборников научных статей и материалов научно-практических конференций. Выделим только сборники, изданные за последние 10 лет, преимущественно касающиеся исследований проблем этнографии и истории Алтая и сопредельных территорий: «Бурханизм – Белая вера (Ак jаҥ): документы и материалы» (2014), «Люди степи и тайги: история и культура кумандинцев. Материалы научных чтений, посвященной 85-летию со дня рождения Ф. А. Сатлаева» (2017), «Алтай – Западная Сибирь в XIX – начале XX вв.: население, хозяйство, культура. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 160-летию со дня рождения этнографа, экономиста и общественного деятеля С. П. Швецова» (2018) и др.

Свои наблюдения, научные результаты Н. В. Екеев постоянно включал в учебники и учебные пособия. Он автор трех учебных пособий по истории Горного Алтая второй половины – начала XX вв.

С 2013 г. Н. В. Екеев возглавляет Научно-исследовательский институт алтаистики им. С. С. Суразакова. За это время Институтом сохранены и преумножены достижения в исследовании алтайского языка и культурно-исторического наследия народов Республики Алтай. Так, например, за 2015–первую половину 2022 гг. сотрудниками Института успешно реализованы крупные научно-исследовательские проекты и изданы монографии. В их числе: «Политические репрессии в Горном Алтае (1922-1952 гг.)» (2017), «Этнографический атлас Республики Алтай» (2022), двухтомный «Русско-алтайский словарь» (2015, 2016), «Алтайско-русский словарь» (2018), «Грамматика алтайского языка. Морфология» (2018); «Правила орфографии современного алтайского языка» (2019); «Орфографический словарь алтайского языка» (2020), «Топонимика Республики Алтай. Кн. 1-3» (2022), «Обрядность в традиционной культуре алтайцев» (2019), I-VII тома эпоса (на алтайском и русском языках) новой серии «Памятники эпического наследия Алтая» (2018-2021), «История алтайской литературы. Кн. 3-4. Литературные портреты» (2019, 2022) и др.

За большой вклад в изучение истории и этнографии Горного Алтая, популяризацию научных знаний, деятельность по организации гуманитарной науки в республике Николай Васильевич Екеев удостоен Почетного звания Заслуженный деятель науки Республики Алтай, за вклад в дело изучения культурно-исторического наследия народов Республики Алтай отмечен орденом «Таҥ Чолмон», Государственной премией имени Г. И. Чорос-Гуркина, Почетными Грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Республики Алтай, Государственного собрания – Эл-Курултай Республики Алтай.

Енчинов Э. В., канд. ист. наук,

и.о. рук. науч.-исслед. гр. этнографии,

рук. отдела истории и этнографии (этнологии),

Каташев М. С., канд. ист. наук,

и.о. рук. науч.-исслед. гр. истории