ИССЛЕДОВАНИЯ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВЕРЫ ЯКШИНОВНЫ КЫДЫЕВОЙ - НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова

ИССЛЕДОВАНИЯ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВЕРЫ ЯКШИНОВНЫ КЫДЫЕВОЙ

Опубликовано: 01.07.2022, 22:28
Просмотров: 909

ИССЛЕДОВАНИЯ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВЕРЫ ЯКШИНОВНЫ КЫДЫЕВОЙ

Одним из видных этнографов, исследователей алтайской культуры конца ХХ – начала XXI вв. является Кыдыева Вера Якшиновна. Благодаря ее исследованиям многие коренные жители региона в начале нового тысячелетия открыли для себя глубины своей родной культуры.

Свою трудовую деятельность Вера Якшиновна начала по завершению обучения на историческом факультете Томского государственного университета в 1987 г. в должности учителя истории в Купчегеньской средней общеобразовательной школе Онгудайского района. Но тяга к научной деятельности, проявившаяся еще в годы студенчества, привела ее в Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы (ГАНИИИЯЛ – ныне НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова), в котором она работала с 1988 по 2007 гг. На сложные для страны и общества 1990-е гг. приходится время ее обучения в аспирантуре Института этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Российской академии наук. Но трудности только закалили ее характер, так в 1997 г. она успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Поземельные отношения в Горном Алтае: историко-этнографическое исследование» по специальности «Этнография, этнология и антропология» и возвращается в г. Горно-Алтайск, где продолжает трудиться на научной ниве и по сей день.

Область научных интересов автора отражает дух времени, так, политические реформы 1990-х гг. и актуализация вопросов культурной и этнической идентичностей, особенно в национальных регионах, вылились в исследования социальной и административной структуры коренного населения. Вера Якшиновна одна из первых отметила положительную тенденцию культурной, сеочной консолидации на основе вторичного рода, но при этом как специалист сделала вывод, что опасность родового обособления безосновательна. Так как внутренняя структура института сеока исключает возможность единоличного его существования, согласно обычаю экзогамии, бытующему по сей день в алтайской среде, в брак вступают представители разных сеоков, но не одного. Описание и теоретическое осмысление ревозрождения института сеоков исследователь изложила в своей работе «О празднике алтайских сеоков (после праздничные размышления о празднике и не только о нем)» (1994), ставшей одной из первых работ по современному состоянию вторичного рода у алтайцев. Тема родовой структуры алтайского народа в сравнительно-сопоставительном, историко-этнографическом аспектах в дальнейшем была расширена ученым в ряде научных публикаций автора «Структура и характер расселения алтайских сеоков» (1995), «Возрождение бурханизма и института рода – сеока у алтайцев в условиях социально-экономических реформ 1990-х годов» (1997), «Институт зайсанства у алтайцев» (2006) и др.

Значительное место в научных исследованиях В. Я. Кыдыевой занимала проблема поземельных отношений в Горном Алтае, ставшая темой ее диссертационного исследования. Неизученность поземельных отношений в Горном Алтае в ХХ в. и связанных с ними этнополитических процессов, как отмечает ученый, явились тем камнем преткновения, который не позволял понять механизмы социальной истории коренных жителей региона. В своей работе автор, опираясь на собственные полевые материалы и архивные источники, делает глубокий анализ характера собственности на землю у скотоводов Алтая до революции, роль общинных и родоплеменных отношений относительно коллективного владения землей. И прослеживает эволюцию концепта собственности на землю, родовых территорий на протяжении всего ХХ в., указывая на то, что длительное время нормы обычного права имели остаточный след в сознании населения и введение государством в ходе землеустроительных реформ в начале ХХ в. таких законов, как арендная плата, отвод наделов, вызывали сопротивление алтайского населения. Сопротивление выражалось в различных формах – от отправки делегаций к царю в Петербург и до формирования новой идеологии бурханизма. В 2008 г. по данной теме исследователем была издана монография «Поземельные отношения в Горном Алтае в ХХ веке», сразу же ставшая библиографической редкостью.

Вера Якшиновна также является автором множества других научных работ, посвященных категориям алтайской культуры: «Обряды и поверья, связанные с головой человека у южных алтайцев» (1990), «К вопросу изучения экосистем плато Укок (Кош-Агачский район)» (1998), «Жилище кочевника» (2004), «К этнополитической и этнокультурной ситуации в Республике Алтай» (1993), «Изделия из рога и кости у алтайцев» (2006), «Пищевые растения Горного Алтая в алтайской национальной кухне» (2006) и др., все они оказали заметное влияние на развитие алтайской культуры.

В годы работы в ГАНИИИЯЛ В. Я. Кыдыева тесно сотрудничала с Национальным музеем Республики Алтай им. А. В. Анохина и Горно-Алтайским государственным университетом, где на историческом факультете она читала курс лекций по истории и культуре народов Горного Алтая.

Енчинов Э.В., канд. ист. наук,

и.о. рук. науч.-исслед. гр. этнографии,

рук. отдела истории и этнографии (этнологии)

ИССЛЕДОВАНИЯ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВЕРЫ ЯКШИНОВНЫ КЫДЫЕВОЙ

ИССЛЕДОВАНИЯ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ТРУДАХ ВЕРЫ ЯКШИНОВНЫ КЫДЫЕВОЙ