ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ» - НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

Категория: Новости
Опубликовано: 29.05.2023, 12:23
Просмотров: 535

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

В период, обозначенный Десятилетием науки и технологии, этнографы НИИ алтаистики им. С. С. Суразакова проводят исследования по научному проекту № 20-49-040009 «Ценности и традиции горного животноводства населения Республики Алтай», получившем поддержку Российского фонда фундаментальных наук (РФФИ). Научные сотрудники Эркем Торушев и Эркин Енчинов, выступающие как исполнители данного проекта, провели экспедиционные выезды с целью сбора полевого материала в Кош-Агачском и Чемальском районах.

Участники гранта проводят исследование по обработке и переработке животноводческой продукции и сырья: мяса, молока, кожи и шерсти. Зафиксированы глубокие традиции потребления молочных продуктов в культуре местного населения Горного Алтая. Крупнорогатый скот в регионе выращивают для получения молока, молочных продуктов. Из молока изготовляют сметану, творог, в некоторых семьях также сыры. Распространенным и любимым напитком, который можно встретить у коренных жителей на сегодняшний день, является кисломолочный продукт – чеген / айрак. Из указанного продукта готовят – аарчы (творожная масса), кислый копченный сыр – курут, мягкий пресный сыр – быштак. Путем перегонки из чеген получают молочный самогон – сӱт аракы. В Кош-Агачском районе теленгиты и казахи кислый сыр сушат. Из свежего кобыльего молока готовят кумыс.

Мясо, мясопродукты также играют важную роль в традиционном питании населения Горного Алтая.  В регионе основную заготовку мяса производят поздней осенью с наступлением стабильных холодов. В это время животные наиболее упитаны, и хозяева производят забой выращенных животных, мясо которых замораживается и хранится вплоть до весны. Весь запас замороженного на зиму мяса коренное население, и казахи Горного Алтая называют – согум. Величина заготовленного мяса зависит от материального достатка и количества членов семьи. Мясо входит в ежедневный рацион питания как основная пища. В обычные дни мясо готовят по-разному: варят, жарят и тушат.

Обязательно употребляются и субпродукты забитых животных. Одним из любимых блюд у коренного населения Горного Алтая и местных казахов, как и в предшествующие периоды, остаются – казы и карта, которые изготавливают из внутренностей лошади. Из субпродуктов готовят блюдо – кыйма. Большой популярностью пользуется блюдо из внутренностей овцы jӧргӧм (жоргом – у казахов). При забое овцы обязательно готовят кровяную колбасу – кан. Распространенным блюдом у жителей Республики Алтай остается холодец (студень). Из свиных или говяжьих голов готовят блюдо сальтисон. Из печени животного готовят паштет. Из свиных субпродуктов готовят ливерную колбасу, свиную гузенку и т.д.

Рост значения туризма в регионе способствует развитию местного рыбоводства. Некоторые хозяйства специализировано выращивают рыбу и на базе рыбхоза открывают туристические базы. Выращенную рыбу отлавливают, готовят и подают гостям. К примеру, личное подсобное хозяйство, где разводят форель, находится в местности Тук-Зажа, в 10 км к юго-востоку от Чемала по направлению к селу Уожан. Здесь же место отдыха туристов, есть беседки, скульптуры сказочных животных и персонажей, строения для проживания отдыхающих. Само хозяйство имеет площадь 3 га, водная гладь искусственного водоема 1 га. Здесь форель готовят на гриле специально для туристов.

Продолжают оставаться востребованными традиционная одежда и предметы быта. При этом их культурное значение превалирует над утилитарным, так как они выступают как один из способов этнической самоидентификации. В регионе есть целый «слой» населения, занятых на постоянной основе изготовлением традиционных предметов и вещей под заказ. Так, традиционная шуба алтайцев и теленгитов тон в основном стала одеждой не повседневной, их заказывают для праздничного ношения и отправления культов. Часто это красиво украшенная верхняя одежда. Шубу – тон традиционно шьют из овечьих шкур. Крой шубы, как у мужчин, так и женщин одинаков, без талии, свободно расширяющийся книзу, с запахом слева направо так, что левая пола перекрывает правую полу и вырезана ступенчато. Женские шубы отличаются от мужских более длинными полами. Так же мастера изготавливают и традиционную обувь из кожи крупнорогатого скота с войлочными чулками (тере ӧдӱк или башпак ӧдӱк). Из овчины или козьих шкур продолжают шить jуркан – изделие, сшитое из обработанных шкур животных, им можно накрыться как одеялом или завернутся в него.

С древних времен в Горном Алтае изготавливали войлок, и эта традиция не утерялась в наши дни. Современные мастера воспроизводят различные традиционные вещи: ковры, циновки, одежду и т.д. Из шерсти яка вяжут носки ук, они пользуются спросом у чабанов, охотников. Так же население региона продолжает получать пряжу из шерсти овец и коз, из которой вяжут носки, рукавицу, перчатку, свитера, джемпера и т.д.

Э. Г. Торушев 

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»

ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ» ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОЕКТА «ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ГОРНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ»